Можно ли стать тестором без получения IT-образования?
Что подразумевается под получением IT-образования?
Чтобы резюме имело больший вес?
Получение базовых знаний?
Решение всех проблем с поиском работы?
Или чтоб работа давалась легче?
Может есть еще причины?
По-моему, нынешнее образование не решает ни одну из целей на 100%,
даже на 10% ее решить не может.
Давай разбираться так ли это.
Я уверен, что образование необходимо некоторым профессиям, например, врачам.
Но большинство других профессий — это просто покупка корочки,
причем не только деньгами, но и своим временем.
Которое, по-моему, намного ценнее, чем деньги.
Айтишное образование, как и любое другое, давно превратилось в торговлю корочками.
Посмотри на систему в универе.
Все сводится к тому чтобы получить баллы\оценки, сдать тест, вызубрить термины и т.д.
За знаниями мало кто гонится. Главное делать то, что задают.
"Я не знаю, чего я хочу, не знаю, чему мне нужно научиться, я не знаю зачем мне именно это учить - просто учи меня..."
Гнаться за корочкой давно стало нормой, только корочка эта ничего не значит.
Кроме как строчки в резюме, что она у тебя все-таки есть.
Что не гарантирует тебе никакого успеха при отборе резюме.
Для кого-то из эйчаров это может оказаться важным пунктом при отборе, не спорю, бывает и такое.
Но это не у всех.
Другой вопрос, если это важный пункт при отборе резюме, то что они ожидают от человека ставя такие критерии?
Хотелось бы работать у таких людей?
Лично я вижу полезность корочки лишь в том, чтобы использовать ее как подставку для чашки))
Я отучился на бакалавра по специальности «компьютерные науки»,
но честно говоря, я мог бы обойтись и без этого образования.
Куча ненужных знаний, потерянное свободное время, потерянные деньги и лишь один маленький плюс — строчка в резюме.
Будь у меня выбор сейчас — я бы не тратил 4-5 лет своей жизни и деньги,
чтобы получить гору ненужных знаний, которые закроют ход к маленькой горстке нужных.
Образование не ставит целью сделать полезных людей.
Скорее это просто бизнес… бизнес корочками.
И чтобы просто не давать тебе ее сразу за деньги, они максимально нагружают тебя всем, чем могут.
Чтобы ты хоть что-то получил)
Из нашей группы меньше половины стали айтишниками (хотя учились на айтишников).
Те, кто стал, я уверен, были бы айтишниками и без вуза.
Знаешь, что я еще заметил?
Те, кто умеет программировать:
- учились этому еще до поступления в вуз
- учились программированию самостоятельно, дома. Изучая то, что их интересовало
А остальные, в том числе и я, просто делали то, что их заставляла делать система образования,
то, что задавали и ожидали следующего задания.
Я не говорю за все вузы, но насколько слышал из разговоров со студентами из других вузов — там та же фигня.
И это не зависит от выбранной профессии.
Идут туда потому что надо.
Чтобы за тебя решали, что тебе учить, что тебе зубрить, что тебе сдавать и как это все сдавать.
При этом я не говорю, что преподаватели плохие.
Я знал отличных преподавателей в этой извращенной системе.
Лично в моем представлении IT-образования вписывались лишь два предмета с отличными преподавателями:
предмет по тестированию, который я был удивлен встретить в вузе, и предмет по программированию.
У преподавателя последнего был интересный девиз, который он не уставал нам напоминать.
Если я правильно его помню, то он звучал примерно так:
я здесь чтобы вы задавали вопросы, если вопросов нет, вот компьютеры - занимайтесь, я всегда доступен для вопросов
Потрясающий подход к обучению)
без сарказма.
Он не заставлял быть всех на его парах, не наказывал как-то за пропуски.
По-моему, это отличный пример поведения преподавателя, который уверен, что его предмет интересный.
Он конечно же давал нам всю информацию по методичке, а мы как идиоты радовались, что нас особо не насилуют и на парах можно расслабиться)
Сначала)
но потом я все-таки вошел во вкус «задавания» вопросов.
Как ни странно, преподаватель по тестированию нас тоже не насиловал,
к нему вообще мало кто ходил (четвертый курс все-таки).
А мне предмет был вдвойне интересен, ведь я уже изучал тестирование.
Когда ты сам интересуешься, когда ты сам изучаешь — у тебя всегда есть вопросы, на которые ты ищешь ответы.
Это двигает обучение намного сильнее, чем учиться в системе «зубрешка — сдача экзамена — забывание всего этого дерьма — зубрешка — сдача экзамена…».
Если нет необходимости, то ты ничему и не научишься, не будешь сталкиваться с интересными трудностями, не будешь искать ответы и задавать вопросы.
Это наверно одна из самых интересных мыслей за все обучение в вузе.
Возникновение вопросов и возможность задать их преподавателю.
Тогда получается все гармонично и без насилия.
А ты осознаешь свои вопросы по тестированию?
Знаешь ли ты их?
Возникают ли они и какие?
Заведи список всего самого непонятного для тебя в тестировании и в IT в целом. Вписывай туда все непонятные термины. Это основа для вопросов - в чем мне нужно разобраться, чего я не знаю? И начни искать информацию, объяснение этих понятий и процессов. Если через неделю ты, прочитав термин, можешь вспомнить что это, зачем оно нужно и что об этом можно найти - то можешь вычеркивать этот термин из списка.
Простая, казалось бы, штука) но я настоятельно рекомендую тебе ее попробовать.
Несмотря на окончание долгой, занудной учебы в вузе тебе все равно придется учить новое.
Ты не будешь знать достаточно.
Тестирование впитывает в себя знания и умения из разных профессий, из различных сфер деятельности.
Это делает тестирование полезным и более интересным.
Cтрочка об ИТ-образовании никак не гарантирует тебе то, что ты найдешь работу.
Во-вторых, если ты не учишься без вуза, ты не научишься и в вузе.
Зачем ждать 4-5 лет?
Есть высшее образование? окей, даже если не IT-шное.
Нет образования? тогда подумай, а действительно ли оно тебе нужно?
Сейчас благодаря интернету и людям, что делятся знаниями, можно откопать намного больше полезной и актуальной информации, чем получить в вузе. Особенно об IT.
И при этом ты развиваешь навык осознания стоящих перед тобой проблем, поиска их решения, поиска знаний…
навык появления вопросов в голове…
…а не привычки ждать, что тебе будут говорить, что делать, что учить, чего ожидать…
Это система зубрешки. А не работа с информацией, со знаниями.
После долгой зубрешки и сдачи экзамена у меня все заученные знания тут же вылетали из головы.
Эта система не работает. Лично для меня))
Может у тебя такая же проблема?
Также считаю необходимым сказать, что и отсутствие образования\ отказ от учебы никак не гарантирует того, что ты получишь больше знаний самостоятельно.
Это лишь значит, что у тебя может быть время на поиск знаний.
Можно обобщить и выделить два подхода к обучению, которые как могут пересекаться, так и быть самостоятельными.
Ни один из них не является плохим.
— Учиться у других, по их понимаю проблем и решений
— Узнать в чем у тебя проблема (незнание), определиться с ней и искать как ее решить, изучать ее.
Первый подход
Позволяет быстро перенять чужой опыт и учиться на нем, не тратя время тыкаясь и ошибаясь самостоятельно.
В этом случае нет необходимости знать и понимать все шаги, чтобы прийти к нужному результату. Цепочка всех шагов есть у преподавателя.
Только в универе этот способ извращают как могут.
Одни делают все, чтобы выдать определенный материал, определенный набор часов.
Другие делают все на отъебись, чтобы сдать, зазубрить.
И ждут, когда чему-то научат и скажут, что делать.
Такая привычка закрепляется и проявляется в работе.
Понимаешь разницу?
Человек даже абстрактно не представляет куда и зачем он идет.
Скажут, что тебе делать, что тебе учить, чем тебе помогать.
Зачем мне думать? Зачем мне узнавать как лучше помочь?
Зачем мне самому выбирать инструменты и методы, чтобы сделать задачу лучше?
— Что мне делать?
— копай
— Ок, откуда и докуда?
— отсюда и до обеда…
Второй подход
Позволяет осознать и проанализировать свои проблемы.
Зная слабые места, ты можешь выбирать, что именно тебе попробовать, что может лучше помочь.
Ты ищешь. Продвигаясь по одному шагу и не зная всех остальных шагов. Но ты делаешь один шаг и смотришь дальше, что еще ты можешь сделать чтобы прийти к конечному результату.
И как не странно добавляется мотивация.
Но чаще что происходит?
Ну зачем? я вот не знаю квантовую механику — это моя проблема, все.
Но что ты в ней не знаешь?
Почему тебе она нужна?
Точно ли не хватает именно этого или может быть и другой путь?
Но обычно нам лень копаться, лень как-то это уточнять. Пойду лучше сериальчик посмотрю))
Я сам грешен, люблю сериальчики)
Вот только прийти к чему то, не зная зачем, что и почему, по-моему, нельзя.
Это просто долгий процесс каких-то отмазок и отговорок.
Как пройти до достопримечательности города, когда ты не знаешь где ты находишься?))
Частично отсюда и название всей рассылки. Нам надо понимать где мы и куда хотим, чтобы выбрать маршрут.
Симбиоз этих подходов в идеале представлял бы из себя смесь самостоятельного выявления своих проблем и обращение за помощью к преподавателю при затруднениях, когда самостоятельно найти ничего не можешь.
Что можно сделать самостоятельно и как изучать то что нужно?
Есть несколько шагов. Это не я придумал, но это интересная схема.
Отвечать (лучше записывать ответы) на следующие вопросы:
- Чего я хочу?
- Зачем я этого хочу?
- Чем я располагаю чтобы этого достичь?
- Чего не хватает (схема для недостающих компонентов.)
- Какие шаги мне нужно предпринять чтобы достичь этой цели?
Схема для недостающих компонентов примерно такая:
- Определи проблему.
- Определи зачем тебе нужно ее решить
- Что ты уже знаешь. (какие знания у тебя уже есть)
- Что ты не знаешь. (каких знаний не хватает) (зачем?)
- Последовательность шагов, что нужно сделать.
«Определи проблему»
Многие просто не знают, что им делать.
Они не замечают проблем, они не осознают их.
Поэтому им неизвестно в какую сторону вообще двигаться.
Для этого нужно осознавать какие проблемы и трудности перед тобой стоят.
Зная какая проблема перед тобой стоит — можно начать ее изучать, искать решение.
«Зачем нужно решить эту проблему«.
По-другому можно сказать так: Почему именно ЭТУ проблему ты хочешь решить.
В этом важно разобраться.
Ведь иначе ты можешь оказаться в ситуации, когда ты топчешься на месте, когда вроде что-то делаешь, но результата не видишь.
«Какие знания у тебя уже есть. Каких не хватает.»
Броситься сразу изучать все подряд может быть глупо.
Потратишь силы и не дотянешь до финиша.
А проанализировав какие знания уже есть, а каких не хватает может помочь понять:
— что именно искать
— сделать приоритет
— увидеть «полную картину»
— обновить старые знания
— найти скрытые, незамеченные проблемы
«Последовательность шагов, что нужно сделать.»
Где и как искать недостающие знания.
Или если окажется что все необходимое уже есть, то разобрать шаги, которые помогут решить проблему.
И конечно же проверить эти шаги.
Достаточно этого или нет.
P.S.
Вся статья — это лишь мое субъективное мнение и отношение к этой проблеме.
Решать учиться в вузе или не учиться все равно тебе.
Спасибо за статью, полезно и объективно!
интересно, спасибо! 🙂
Спасибо за статью) натолкнула на размышления)простите за занудство но все-таки зубреЖка, все время спотыкалась об орфографию при прочтении)
Спасибо ) +