Тестировщик без IT-образования

Можно ли стать тестором без получения IT-образования?

Что подразумевается под получением IT-образования?

Чтобы резюме имело больший вес?
Получение базовых знаний?
Решение всех проблем с поиском работы?
Или чтоб работа давалась легче?
Может есть еще причины?

По-моему, нынешнее образование не решает ни одну из целей на 100%,
даже на 10% ее решить не может.

Давай разбираться так ли это.

Я уверен, что образование необходимо некоторым профессиям, например, врачам.

Но большинство других профессий — это просто покупка корочки,
причем не только деньгами, но и своим временем.
Которое, по-моему, намного ценнее, чем деньги.

Айтишное образование, как и любое другое, давно превратилось в торговлю корочками.

Посмотри на систему в универе.
Все сводится к тому чтобы получить баллы\оценки, сдать тест, вызубрить термины и т.д.
За знаниями мало кто гонится. Главное делать то, что задают.

"Я не знаю, чего я хочу, не знаю, чему мне нужно научиться, 
 я не знаю зачем мне именно это учить - просто учи меня..."

Гнаться за корочкой давно стало нормой, только корочка эта ничего не значит.
Кроме как строчки в резюме, что она у тебя все-таки есть.
Что не гарантирует тебе никакого успеха при отборе резюме.

Для кого-то из эйчаров это может оказаться важным пунктом при отборе, не спорю, бывает и такое.
Но это не у всех.

Другой вопрос, если это важный пункт при отборе резюме, то что они ожидают от человека ставя такие критерии?
Хотелось бы работать у таких людей?

Лично я вижу полезность корочки лишь в том, чтобы использовать ее как подставку для чашки))

Я отучился на бакалавра по специальности «компьютерные науки»,
но честно говоря, я мог бы обойтись и без этого образования.

Куча ненужных знаний, потерянное свободное время, потерянные деньги и лишь один маленький плюс — строчка в резюме.

Будь у меня выбор сейчас — я бы не тратил 4-5 лет своей жизни и деньги,
чтобы получить гору ненужных знаний, которые закроют ход к маленькой горстке нужных.

Образование не ставит целью сделать полезных людей.
Скорее это просто бизнес… бизнес корочками.

И чтобы просто не давать тебе ее сразу за деньги, они максимально нагружают тебя всем, чем могут.
Чтобы ты хоть что-то получил)

Из нашей группы меньше половины стали айтишниками (хотя учились на айтишников).

Те, кто стал, я уверен, были бы айтишниками и без вуза.

Знаешь, что я еще заметил?

Те, кто умеет программировать:

  • учились этому еще до поступления в вуз
  • учились программированию самостоятельно, дома. Изучая то, что их интересовало

А остальные, в том числе и я, просто делали то, что их заставляла делать система образования,
то, что задавали и ожидали следующего задания.

Я не говорю за все вузы, но насколько слышал из разговоров со студентами из других вузов — там та же фигня.

И это не зависит от выбранной профессии.

Идут туда потому что надо.
Чтобы за тебя решали, что тебе учить, что тебе зубрить, что тебе сдавать и как это все сдавать.

При этом я не говорю, что преподаватели плохие.

Я знал отличных преподавателей в этой извращенной системе.

Лично в моем представлении IT-образования вписывались лишь два предмета с отличными преподавателями:
предмет по тестированию, который я был удивлен встретить в вузе, и предмет по программированию.

У преподавателя последнего был интересный девиз, который он не уставал нам напоминать.
Если я правильно его помню, то он звучал примерно так:

я здесь чтобы вы задавали вопросы, если вопросов нет, вот
компьютеры - занимайтесь, я всегда доступен для вопросов

Потрясающий подход к обучению)

без сарказма.

Он не заставлял быть всех на его парах, не наказывал как-то за пропуски.
По-моему, это отличный пример поведения преподавателя, который уверен, что его предмет интересный.

Он конечно же давал нам всю информацию по методичке, а мы как идиоты радовались, что нас особо не насилуют и на парах можно расслабиться)

Сначала)
но потом я все-таки вошел во вкус «задавания» вопросов.

Как ни странно, преподаватель по тестированию нас тоже не насиловал,
к нему вообще мало кто ходил (четвертый курс все-таки).
А мне предмет был вдвойне интересен, ведь я уже изучал тестирование.

Когда ты сам интересуешься, когда ты сам изучаешь — у тебя всегда есть вопросы, на которые ты ищешь ответы.

Это двигает обучение намного сильнее, чем учиться в системе «зубрешка — сдача экзамена — забывание всего этого дерьма — зубрешка — сдача экзамена…».

Если нет необходимости, то ты ничему и не научишься, не будешь сталкиваться с интересными трудностями, не будешь искать ответы и задавать вопросы.

Это наверно одна из самых интересных мыслей за все обучение в вузе.

Возникновение вопросов и возможность задать их преподавателю.
Тогда получается все гармонично и без насилия.

А ты осознаешь свои вопросы по тестированию?
Знаешь ли ты их?
Возникают ли они и какие?

Заведи список всего самого непонятного для тебя в тестировании 
и в IT в целом.

Вписывай туда все непонятные термины.

Это основа для вопросов - в чем мне нужно разобраться, 
чего я не знаю?

И начни искать информацию, объяснение этих понятий и процессов.

Если через неделю ты, прочитав термин, можешь вспомнить что это,
зачем оно нужно и что об этом можно найти 
- то можешь вычеркивать этот термин из списка.

Простая, казалось бы, штука) но я настоятельно рекомендую тебе ее попробовать.

 

Несмотря на окончание долгой, занудной учебы в вузе тебе все равно придется учить новое.

Ты не будешь знать достаточно.

Тестирование впитывает в себя знания и умения из разных профессий, из различных сфер деятельности.

Это делает тестирование полезным и более интересным.

Cтрочка об ИТ-образовании никак не гарантирует тебе то, что ты найдешь работу.
Во-вторых, если ты не учишься без вуза, ты не научишься и в вузе.

Зачем ждать 4-5 лет?

Есть высшее образование? окей, даже если не IT-шное.

Нет образования? тогда подумай, а действительно ли оно тебе нужно?

Сейчас благодаря интернету и людям, что делятся знаниями, можно откопать намного больше полезной и актуальной информации, чем получить в вузе. Особенно об IT.

И при этом ты развиваешь навык осознания стоящих перед тобой проблем, поиска их решения, поиска знаний…

навык появления вопросов в голове…

…а не привычки ждать, что тебе будут говорить, что делать, что учить, чего ожидать…

Это система зубрешки. А не работа с информацией, со знаниями.

После долгой зубрешки и сдачи экзамена у меня все заученные знания тут же вылетали из головы.
Эта система не работает. Лично для меня))

Может у тебя такая же проблема?

Также считаю необходимым сказать, что и отсутствие образования\ отказ от учебы никак не гарантирует того, что ты получишь больше знаний самостоятельно.

Это лишь значит, что у тебя может быть время на поиск знаний.

 

Можно обобщить и выделить два подхода к обучению, которые как могут пересекаться, так и быть самостоятельными.

Ни один из них не является плохим.

— Учиться у других, по их понимаю проблем и решений
— Узнать в чем у тебя проблема (незнание), определиться с ней и искать как ее решить, изучать ее.

Первый подход

Позволяет быстро перенять чужой опыт и учиться на нем, не тратя время тыкаясь и ошибаясь самостоятельно.
В этом случае нет необходимости знать и понимать все шаги, чтобы прийти к нужному результату. Цепочка всех шагов есть у преподавателя.

Только в универе этот способ извращают как могут.

Одни делают все, чтобы выдать определенный материал, определенный набор часов.
Другие делают все на отъебись, чтобы сдать, зазубрить.
И ждут, когда чему-то научат и скажут, что делать.

Такая привычка закрепляется и проявляется в работе.

Понимаешь разницу?

Человек даже абстрактно не представляет куда и зачем он идет.

Скажут, что тебе делать, что тебе учить, чем тебе помогать.
Зачем мне думать? Зачем мне узнавать как лучше помочь?
Зачем мне самому выбирать инструменты и методы, чтобы сделать задачу лучше?

— Что мне делать?
— копай
— Ок, откуда и докуда?
— отсюда и до обеда…

Второй подход

Позволяет осознать и проанализировать свои проблемы.

Зная слабые места, ты можешь выбирать, что именно тебе попробовать, что может лучше помочь.

Ты ищешь. Продвигаясь по одному шагу и не зная всех остальных шагов. Но ты делаешь один шаг и смотришь дальше, что еще ты можешь сделать чтобы прийти к конечному результату.

И как не странно добавляется мотивация.

Но чаще что происходит?

Ну зачем? я вот не знаю квантовую механику — это моя проблема, все.

Но что ты в ней не знаешь?
Почему тебе она нужна?
Точно ли не хватает именно этого или может быть и другой путь?

Но обычно нам лень копаться, лень как-то это уточнять. Пойду лучше сериальчик посмотрю))

Я сам грешен, люблю сериальчики)

Вот только прийти к чему то, не зная зачем, что и почему, по-моему, нельзя.
Это просто долгий процесс каких-то отмазок и отговорок.

Как пройти до достопримечательности города, когда ты не знаешь где ты находишься?))

Частично отсюда и название всей рассылки. Нам надо понимать где мы и куда хотим, чтобы выбрать маршрут.

 

Симбиоз этих подходов в идеале представлял бы из себя смесь самостоятельного выявления своих проблем и обращение за помощью к преподавателю при затруднениях, когда самостоятельно найти ничего не можешь.

Что можно сделать самостоятельно и как изучать то что нужно?

Есть несколько шагов. Это не я придумал, но это интересная схема.
Отвечать (лучше записывать ответы) на следующие вопросы:

  1.  Чего я хочу?
  2. Зачем я этого хочу?
  3. Чем я располагаю чтобы этого достичь?
    • Чего не хватает (схема для недостающих компонентов.)
  4. Какие шаги мне нужно предпринять чтобы достичь этой цели?

Схема для недостающих компонентов примерно такая:

  1. Определи проблему.
  2.  Определи зачем тебе нужно ее решить
  3. Что ты уже знаешь. (какие знания у тебя уже есть)
  4.  Что ты не знаешь. (каких знаний не хватает) (зачем?)
  5.  Последовательность шагов, что нужно сделать.

«Определи проблему»
Многие просто не знают, что им делать.
Они не замечают проблем, они не осознают их.
Поэтому им неизвестно в какую сторону вообще двигаться.

Для этого нужно осознавать какие проблемы и трудности перед тобой стоят.
Зная какая проблема перед тобой стоит — можно начать ее изучать, искать решение.

«Зачем нужно решить эту проблему«.
По-другому можно сказать так: Почему именно ЭТУ проблему ты хочешь решить.
В этом важно разобраться.
Ведь иначе ты можешь оказаться в ситуации, когда ты топчешься на месте, когда вроде что-то делаешь, но результата не видишь.

«Какие знания у тебя уже есть. Каких не хватает.»
Броситься сразу изучать все подряд может быть глупо.
Потратишь силы и не дотянешь до финиша.

А проанализировав какие знания уже есть, а каких не хватает может помочь понять:
— что именно искать
— сделать приоритет
— увидеть «полную картину»
— обновить старые знания
— найти скрытые, незамеченные проблемы

«Последовательность шагов, что нужно сделать
Где и как искать недостающие знания.
Или если окажется что все необходимое уже есть, то разобрать шаги, которые помогут решить проблему.

И конечно же проверить эти шаги.
Достаточно этого или нет.


P.S.
Вся статья — это лишь мое субъективное мнение и отношение к этой проблеме.
Решать учиться в вузе или не учиться все равно тебе.

4 комментария

  1. Спасибо за статью) натолкнула на размышления)простите за занудство но все-таки зубреЖка, все время спотыкалась об орфографию при прочтении)

Добавить комментарий